Когда в офисе компании все прекрасно работает, компьютер не «виснет», а соединение с Интернетом стабильно — об этом человеке не вспоминают. Однако идиллия может быстро разрушиться, и вот уже бог клавиатуры и мыши спешит на помощь сразу нескольким сотрудникам, а иногда и отделам.
Еще с приходом в офисы первых компьютеров появились и первые сисадмины — сотрудники, которые все подключат, настроят и будут следить за работой корпоративной компьютерной сети и выполнять еще целый ряд функций.
Отношения с системными администраторами у коллектива обычно складываются непросто. Из-за принципа «люди боятся того, чего не понимают» сотрудники обычно впадают в две крайности: необоснованная враждебность либо маниакальная навязчивость. Первое основывается на псевдопонятии о том, что администратор должен безостановочно суетиться и бегать из кабинета в кабинет, второе — на желании завязать доверительные отношения со знающим человеком, чтобы прибегать к его помощи ежечасно.
К счастью, существуют и промежуточные варианты, где и сотрудники, и сисадмины настроены на нормальные рабочие отношения и общаются вполне миролюбиво.
Для того чтобы снимать стресс от общения с неадекватными юзерами (от англ. user — пользователь), у администраторов есть свой специальный сайт, слоган которого «Сисадмин —тоже человек». Здесь они размещают и обсуждают смешные истории, анекдоты, жалуются на свою нелегкую судьбу. Кроме того, на сайте объявлен конкурс сисадминских рекордов, куда нужно присылать текстовые материалы с описанием нестандартных ситуаций. Не продвинутых пользователей принято называть „ламмерами“ (от англ. lame—хромой).
В основном все анекдоты, связанные с работой сисадминов, сводятся к тотальной безграмотности пользователей, которые не только не подозревают о принципах работы многих устройств, но и не владеют элементарной терминологией. Иногда встречаются настолько смешные ситуации, что кажется, будто админы придумывают их сами. Вот ситуация, о которой рассказывает посетитель сайта.
— Прихожу сегодня к себе и вижу на клавиатуре записку: «Пришлите кого-нибудь в двадцатый кабинет, там в принтере кончилась САЖА». Вместе с тем многие не понимают, что администратор — как врач. Он проникает в святая святых, всегда знает, кто на какие сайты заходит, сколько и чего скачивает.
Все документы, которые, по мнению начальника или бухгалтера, скрыты или «запаролены», могут быть легко открыты и скопированы, если в этом появится потребность. То есть отношения с этими работниками строятся на доверии. Несмотря на то что в большинстве это молодые ребята, слабо отвечающие общепринятым офисным стандартам, в мозгу каждого из них происходят высокоскоростные процессы, как в самом быстром ядре компьютера нюансах работы системного администратора нам рассказал Григорий Васильчук, сотрудник одного из красноярских рекламных агентств.
— Я работаю на должности системного администратора с начала 2005 года. В мои обязанности входит: автоматизация процессов вещания (программирование), настройка компьютера (если нужно — разобрать, почистить и собрать), установка операционной системы, драйверов, необходимых программ, мониторинг сети (вирусы, вредоносное программное обеспечение), обновление ПО, установка и настройка серверов (при необходимости), помощь пользователям, контроль и раздача интернет-траффика, удаленное администрирование компьютеров на территории Красноярского края и Новосибирской области и другое.
— Уже образовался целый класс сисадминов — даже профессиональный праздник имеете. С коллегами по цеху встречаетесь, на бестолковых пользователей жалуетесь?
— С коллегами редко, почти не приходится. Раньше жаловался, теперь смеюсь, если не отвлекают от работы просьбами закачать на сотовый что-нибудь и прочими вещами, не входящими в мои обязанности. Иногда подшучиваю над сотрудниками, пугаю. Например, могу зайти на компьютер удаленно и сделать что-нибудь на машине своих коллег, оставаясь на своем месте. Галочку какую-нибудь ставлю. Они удивляются, естественно, что компьютер ни с того, ни с сего начинает сам что-то делать. Можно еще за некоторых людей пасьянс «Косынка» пораскладывать…
— Всю работу приходится делать одному?
— У нас два админа. Вернее, один программист, который занимается преимущественно администрированием — это я. И один сисадмин, который в основном программирует. Но работы хватает, и с тем, что админы днем спят, я не соглашусь — они вообще не спят. Приходится постоянно что-то делать, причем бывают курьезные случаи. Например, ездил в командировку в Лесосибирск. Три часа дороги туда, столько же обратно, а работы — на пять минут: подключал компьютер к Интернету.
— Как отнеслись родители к тому, что ты выбрал эту работу?
— Им нравится, что я хорошо разбираюсь в компьютерах, поскольку интернет-технологии сейчас все больше набирают обороты.
— Чем занимаешься помимо работы?
— Занятий немало. Самое главное — это учеба. Сейчас я обучаюсь в магистратуре экономического факультета КГУ. Эти процессы очень тяжело сочетаются, иногда приходится учиться на работе. Одно другому довольно сильно мешает, особенно если много работы — опаздываю на занятия. В сессию работа замедляется.
В последние годы труд сисадминов начали уважать. Ведь от степени профессиональной грамотности системного администратора зависит стабильность работы других сотрудников, а в конечном итоге и благополучие компании.
Василий Юрченко