Рекомендательное письмо от работодателя формируется, как правило, либо незадолго до, либо после увольнения сотрудника. В некоторых организациях наличие рекомендательного письма с прошлого места работы является обязательным условием; если в искомой организации такого требования нет – письмо определенно поможет соискателю получить дополнительные баллы при приеме на новую работу, а работодателю – сформировать конструктивное мнение о претенденте на вакантную должность.
Образец в 2023 году
Вы можете прямо сейчас скачать образец письма и заполнить, основываясь на наших рекомендациях:
Письмо (заполненный образец) Наглядный пример ниже на странице ↓
Если есть сомнения в составлении рекомендации, дочитайте материал до конца
Продолжим...
Цель рекомендации
В рекомендательном письме описываются профессиональные навыки сотрудника, коммуникабельность, способность к обучению новым навыкам, профессиональные достижения и другая информация подобного характера, которая может быть интересна будущему работодателю.
Если нынешний работодатель хочет выделить какие-то личностные качества сотрудника, то указывать необходимо только те, которые могут заинтересовать потенциального работодателя: стрессоустойчивость, инициативность, мобильность, внимательность и др.
Качественная, положительная рекомендация – это хороший шанс для сотрудника получить желаемую должность в более или менее короткий промежуток времени. Более того, написанная рекомендация может послужить подстраховкой: не всегда удачное собеседование является гарантией приема на работу, а наличие документа, в котором описаны положительные профессиональные и личностные качества сотрудника, может сыграть решающую роль в выборе компанией наиболее подходящего кандидата.
Кто пишет рекомендацию
Составлением документа может заниматься бывший непосредственный руководитель (начальник цеха, подразделения, участка и т.п.), кадровик или секретарь. Составлять документ может и сам директор, если речь идет о небольшой организации. Важно, чтобы это был человек, знакомый с сотрудником, способный составить качественную и конструктивную критику и надлежащим образом ее оформить.
Рекомендательное письмо всегда пишется от имени предыдущего работодателя.
Чтобы рекомендация для будущего работодателя имела больший вес, подписана она должна быть сотрудником, занимающим более высокую должность, чем рядовой работник (например, сотрудником высшего звена).
Как получить документ у бывшего работодателя
Для получения документа необходимо заблаговременно обратиться к руководству. Сделать это можно посредством соответствующего заявления, в котором стоит четко и лаконично попросить о составлении рекомендации.
Работодатель может не дать работнику рекомендательное письмо – это его право. Законодательно руководитель не обязан составлять по просьбе сотрудника рекомендацию, а значит, это исключительно его право.
Гарантией получения рекомендации могут стать успехи в работе и хорошие отношения с коллективом: как с коллегами, так и с руководством.
Имеет ли право…
Работодатель может потребовать у соискателя рекомендацию с прошлого места работы, и это его полное право, пусть этот документ и не входит в перечень обязательных для трудоустройства.
В свою очередь, соискатель также имеет право отказать будущему руководителю в его просьбе, так данный документ не входит в число обязательных при трудоустройстве. Однако если работодатель настаивает на наличие рекомендации, спорить с ним не стоит. В любом случае, положительные характеристики лишними не будут, и позволят претенденту значительно приблизиться к получению желаемой должности.
Правила составления
Единообразной формы, на основе которой должен быть составлен документ, нет, потому что нет и обусловленной законом необходимости в его предоставлении. Соответственно, рекомендация пишется и оформляется в свободном виде.
Так как письмо является деловым документом, то и общие требования к нему соответствующие (ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»).
Основные требования к тексту письма:
- Деловой тон изложения;
- Использование четких и лаконичных формулировок;
- Отсутствие грамматических, пунктуационных и стилистических ошибок.
Текст должен содержать, в первую очередь, следующие сведения о рекомендуемом: его ФИО и наименование должности. Стоит описать его профессиональные обязанности и задачи, показать на примере, как он с ними справляется в компании; уделить внимание личностным качествам сотрудника; рассказать о профессиональных компетенциях и перспективах их развития; обозначить область деятельности, в которой сотрудник сможет себя проявить в дальнейшем. Опять же, содержание документа определяет составитель, ограничивают его только общие требования к написанию деловых документов.
Чего писать не следует
Однозначно запрещено указывать в рекомендациях заведомо ложную информацию о сотруднике: это может нанести вред не только соискателю, но и составителю.
Остальные ограничения носят более этический характер. Например, не стоит акцентировать внимание на негативных качествах сотрудника, тем более, если это нецелесообразно и недоказуемо (если сотруднику предъявлялись дисциплинарные взыскания, должны иметься соответствующие свидетельства).
Оформление
Рекомендация может быть составлена на фирменном бланке организации. В отсутствие такового можно использовать обычный лист формата А4. Текст лучше печатать обычным шрифтом (например, Times New Roman), размер кегля – не менее 12. Для удобства чтения лучше использовать выравнивание по ширине.
ТРУДко, ИНФО