Вопрос о том, как бороться с опозданиями сотрудников рано или поздно встает перед каждым руководителем. Регулярное нарушение трудовой дисциплины может вывести из равновесия любого начальника, даже с очень крепкими нервами. Причем причины и оправдания со стороны подчиненных можно услышать самые невероятные.
Любому руководителю важно выработать свою линию поведения в конфликтной ситуации и четко ее придерживаться. Однако в некоторых случаях целесообразно подумать не только о том, как наказать сотрудника за опоздание, а еще и как помочь подчиненному справиться с проблемой.
С одной стороны: опоздание из-за пробок – вина ли человека? Нет!
Конечно же, можно выйти из дому раньше. Как говорится: «на пять минут позже вышел из дома – на полчаса дольше добирался до работы».
А если раньше, то ждать на предприятии или у проходной лишних полчаса до начала работы иногда просто неохота – если вы выехали заблаговременно.
Как подгадать?
Самый оптимальный вариант: изменить график работы; начинать работать по возможности раньше; тогда и пробки не помеха. Но специфика у каждого предприятия – индивидуальна. Так что далеко не всегда подобное возможно реализовать.
А вот психологический аспект на предмет опозданий руководителю не стоит сбрасывать со счетов. Ведь человек попросту привыкает к тому, что сегодня он опоздал на 5-10 минут, и ему за это ничего не было. В результате, подобное положение вещей приобретает обыденный характер. Тут уж – словами делу не поможешь…
Как быть «бедному» начальнику?
Рассмотрим возможные варианты.
Но начнём с того, что личный пример заразителен – не опаздывать самому.
Сначала было – СЛОВО…
И, заставить сотрудников в обязательном порядке перезванивать лично и ставить в известность даже в том случае, если опоздание на работу будет составлять пять минут. Вряд ли подобное войдёт в привычку. Человек лучше не опоздает, чем беспокоить начальника по такому поводу.
Штраф: что он собой несёт?
А вот если не позвонил и опоздал, пожалуйста – ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ШТРАФ.
Законодательством это не предусмотрено, но ведь есть премия, и снять её – проще простого.
Понятно, что психологическое состояние работника после такого ухудшится, да ещё и существенным образом. Но ведь он был оповещён в плане предупредительного звонка, к которому привычка, как упоминалось – вряд ли выработается. Круг замкнулся!
Заблаговременность: а если подумать?
Есть сотрудники – обычные, а есть и квалифицированные.
Проводя собеседование, первых старайтесь брать из той когорты, которая живёт ближе всего к месту работы.
Вторых же можно и подождать – отработают.
Насколько опоздали, настолько и задержитесь: работает на «ура»
Вот только проконтролируйте на следующий день, чем человек занимался этих 15-30 минут. Отчёту место быть, а протирать штаны на вашем предприятии никому не место…
Крайняя мера, в качестве показательного процесса!
К примеру, можно метко воспользоваться ситуацией.
Вы знаете, что один из ваших сотрудников в скором времени уволится. Если у вас с ним нормальные отношения, то вы можете попросить его подыграть — разыграть комедию перед остальными.
На бумагах вы увольняете его по-человечески, а перед коллективом – за нарушение трудовой дисциплины. Что может быть проще?!
Последний гвоздь
И, в конце концов: определитесь касательно того, нужен ли вам результат или процесс (порядок, «идиллия» создания рабочего вида – применимо к госструктурам).
Если первое, то элементарно подсчитайте, что вы теряете в случае опоздания сотрудников, и что зарабатывает в противном случае.
Может вам даже выгодней приучить их выходить из дому на пять минут раньше (как уже упоминалось); пускай спокойней и быстрей доедут, пол часика кофе попьют до работы, поговорят о своём, да ещё и прибавку к зарплате за это получат – в оптимальном случае.
А если второй, то «радуйтесь» — закон на вашей стороне…
Ещё не забудьте разобраться с опозданиями «любимчиков» — все должны быть равны. Всей компании в сборе – в добрый час!!!
TRUDko