Организации любой формы собственности используют автомобили для осуществления своей деятельности. К расходным материалам, используемым в работе автотранспорта, относятся автомобильные покрышки.
Когда покрышки приходят в негодность или срок эксплуатации вышел, они подлежат замене. Для вывода их из эксплуатации составляется Акт на списание автомобильных шин. Как правильно его оформить и обязателен ли он? Этим вопросом задаются сотрудники, отвечающие за их хранение и эксплуатацию.
Документальная форма в 2023 году
Мы подготовили актуальный вариант акта на списание автомобильных шин, и вы можете прямо сейчас скачать его с сайта и заполнить по нашим рекомендациям:
Если составляете акт впервые или боитесь совершить ошибку, прочитайте материал до конца.
Продолжим...
Обязателен ли документ по закону
В законодательстве нет прямого указания, нужно ли составлять акт, но другого способа списать с материально-ответственного лица ТМЦ не существует. Хотя некоторые организации делают это, используя пометки в карточке автошин, указывая на полную выработку ресурса.
Форму акта можно разработать самостоятельно и сделать приложением к учетной политике организации. Целесообразно это сделать тем компаниям, которые имеют в наличие много единиц автомобильной техники, и вывод из эксплуатации приходится делать часто.
Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию и служит основанием для списания покрышек с МОЛ, а другой находится у материально-ответственного лица.
В бухгалтерии акт на списание автошин хранится 5 лет, как это предусмотрено приказом Росархива № 36 от 20.12.2019.
Когда составляется
Руководствуясь ст. 19 169-ФЗ, шины следует списывать в тот момент, когда они становятся небезопасными для эксплуатации транспортного средства. В постановлении Правительства № 1090 от 23.10.93 есть перечень повреждений, при которых их нельзя использовать на автомашинах. К ним относятся:
- показатель высоты рисунка: для легковушек – 1,6 мм, для грузовиков – 1 мм, для автобусов – 2 мм;
- наличие пробоев, прорезов, отслоение протектора и боковины, расслоение каркаса;
- отсутствие части крепежа и увеличение крепежных отверстий.
Чтобы определить серьезность повреждений, создается комиссия или пишется служебная записка инженерно-техническим сотрудником, который отвечает за работу автотранспорта. При его отсутствии об этом может заявить водитель машины.
Есть еще один документ, который определяет нормы эксплуатационного пробега – РД 3112199-1085-02. В нем указаны параметры, связанные с пробегом автомобиля. Для лекгковушек они колеблются от 24 до 50 тыс. км, для грузовиков – от 60 до 100 тыс. км.
На основании этого составляется акт, который подписывается комиссией и утверждается руководителем.
Правила составления
Несмотря на отсутствие конкретной формы документа, к нему предъявляются требования в отношении наличия всех обязательных реквизитов, указанных в 402-ФЗ от 06.12.2011. К ним относятся:
- наименование организации;
- дата составления;
- отражение факта списания и причины, также стоимость предмета списания;
- подписи и ФИО лиц, составивших акт списания.
Так как унифицированная форма документа отсутствует, за основу можно взять «Акт о списании материальных запасов», форма 0504230. Можно разработать акт о списании автомобильных шин самостоятельно.
Законодательство не требует наличия печати на документе.
Образец заполнения документа
В зависимости от разработанной в организации формы документа на списание автомобильных шин будет зависеть количество разделов, которые необходимо заполнить, и детализация процесса списания. Есть общие правила, которых придется придерживаться, чтобы бухгалтерская служба приняла его к учету.
Часть |
Описание |
Верхняя |
В «шапке» документа указывается наименование организации. Если компания крупная, то целесообразно указать подразделение, в ведении которого находится автомобиль.
В правом верхнем углу будет находиться блок для утверждения документа руководителем. В нем указываются должность и ФИО директора. Его подпись будет последней на акте.
В документе дается указание на состав комиссии, которая может быть постоянно действующая или утвержденная приказом руководителя на определенный срок.
|
Описательная |
В «теле» акта указывается причина, по которой принято решение на списание: механические повреждения резины или крепежа (осмотр), пробег, исходя из нормативов (РД 3112199-1085-02). Методика списания закрепляется в учетной политике предприятия. Особым пунктом выделяется необходимость утилизировать шины после списания и расписывается порядок: куда будут сдаваться пришедшие в негодность автопокрышки и кто несет ответственность за утилизацию.
Невыполнение данного пункта налагает ответственность на руководителя и компанию в виде штрафа:
-- для руководителя либо иного ответственного лица, указанного в приказе – от 10 до 20 тыс. рублей;
-- для предпринимателя – от 30 до 50 тыс. рублей;
-- для компании – от 100 до 250 тыс. рублей.
|
Нижняя |
Подписи членов комиссии (полный ФИО и должность). |
Из вышесказанного следует, что специальной формы акта на списание автошин не существует. Его разрабатывает компания самостоятельно. Печать на нем требуется.
ТРУДко, ИНФО