Данный документ составляется по факту выполнения обязательств по бухгалтерскому обслуживанию клиента. Он является подтверждением исполненных работ и основанием для расчета, прилагается к договору оказания бухуслуг.
Документальная форма
Кто, когда, на каком основании
Юрлица (организации) и ИП, у которых в штате нет бухгалтера, могут прибегать к бухгалтерскому аутсорсингу. Таким образом функции штатного бухгалтера попросту передаются внешнему исполнителю, которым может быть, как частник, так и специализированная компания.
Оказание бухгалтерских услуг подлежит оформлению. Стандартно стороны (заказчик, а также исполнитель либо подрядчик) заключают с этой целью договор на оказание соответствующих услуг, среди которых могут быть дополнительные, например:
- консультирование по бухучету, налогообложению;
- анализ заключаемых договоров на предмет соответствия законодательным нормам;
- формирование дополнительных (нестандартных) бухгалтерских отчетов, проч.
После их оказания заказчик проверяет, принимает результат, фиксируя все в акте. Как правило, составляет его заказчик, так как он принимает работу, но подписывают представители (руководители) обеих сторон. Печати проставлять не обязательно.
Договор подряда и акт по принятию работ - два взаимосвязанных документа. Акт самостоятельным не является и имеет значение, юридическую силу только вкупе с договором. На основании такого акта производится оплата бухуслуг, заказчик будет подтверждать, отображать свои расходы, а исполнитель - полученный доход. Обычно он приобщается к договору в отдельном приложении.
Правовая сторона
На законодательном уровне договор подряда регулирует гл. 37 ГК. По ст. 720 ГК заказчик:
Должен принять результат работы, выполненной исполнителем (подрядчиком) в порядке, в пределах сроков, которые обозначены договором.
При обнаружении недостатков, наличии претензий может заявить о них в самом акте на момент проверки, принятия результатов.
Из перечисленных выше норм следует, что акт оказанных услуг - нужный и, по сути, обязательный для обеих сторон итоговый документ. Он будет подтверждением того, что исполнитель (подрядчик) выполнил заказанные у него услуги вовремя, качественно.
Если заказчик примет результат совершенных работ без проверки и оформления такого акта, то далее ему не на что будет сослаться в случае обнаружения недостатков работы. Хранить его следует как первичный документ, не менее 5 лет.
Правила составления
Специальной общей типовой формы для такого документа нет. Поэтому составитель может разработать ее сам. Как вариант - можно напечатать документ в произвольной форме, а затем распечатать на стандартном листе А4. Обычно форму акта обе стороны оговаривают еще при заключении подрядного договора.
Акт выполненных работ бухгалтера составляется в двух экземплярах - по одному для заказчика и исполнителя. При составлении в него нужно включить данные, обязательные для первичного учетного документа. Они перечислены в п. 2 ст. 9 ФЗ № 402 (послед. ред. от 12.12.2023). К ним, например, относят:
- стандартные реквизиты официального документа;
- описание факта хоз. жизни, величину его измерения;
- идентификационные данные составителя, всех участников события.
Если речь идет о больших объемах и сложных, трудоемких работах, для целей проверки, оценки их выполнения, составления акта может создаваться комиссия. В ее состав должны входить представители от заказчика и от исполнителя.
Допускается также при необходимости привлечение сторонних экспертов, в т. ч. из надзорных госорганов. Работа каждого привлеченного лица обязательно документируется, каждый из них должен проставить свою подпись на акте.
Образец поэтапного составления пунктов
Составные части акта |
Описание каждой части (что указывать) |
Заголовочная («шапка», верхняя часть страницы)
|
— название документа, дата, место его составления;
— указание на договор (с реквизитами), к которому приобщается акт |
Содержательная (основная)
|
— констатируется факт того, что исполнитель сдал, а заказчик принял результат предоставленных по договору бухуслуг;
— описание, оценка оказанных услуг (название, сроки выполнения, оценка качества, стоимость, наличие претензий);
— если все выполнено качественно, то это фиксируется с отметкой о том, что заказчик все проверил, и претензий у него нет;
— при обнаружении недостатков заказчик указывает их в акте вместе со сроком устранения |
Заключительная
|
— ФИО, должность подпись представителя от каждой стороны (участника)
|
Исполнителем сданы, а Заказчиком приняты работы по Договору оказания бухгалтерских услуг № 15 от «10» октября 202_ г:
№ n/n |
Наименование услуг |
Ед. изм. |
Кол-во |
Цена, руб./коп. |
Сумма, руб./коп. |
1 |
Формирование и сдача отчетности в налоговые органы за _ квартал 202_г. |
шт. |
5 |
1000,00 |
5000 |
2 |
Сверка с ИФНС по налогам и сборам за 202_г. |
час. |
3 |
1200,00 |
3600 |
3 |
Письменная консультация по вопросам бухучета и налогообложения с подборкой законодательных актов |
час. |
2 |
1400 |
2800 |
|
|
|
|
Итого: |
11400 |
Всего выполнено работ на сумму: 11400 (одиннадцать тысяч четыреста) рублей. Без НДС.
Претензии __________
ТРУДко, ИНФО