Без компьютерной техники не может существовать ни одна компания. Она различается по стоимости, скорости работы и функциональности. Особенность этого оборудования в том, что оно быстро устаревает морально, а иногда приходит в негодность, еще не отработав положенный срок.
Если ситуацию нельзя исправить обновлением и ремонтом, техника списывается с баланса предприятия и утилизируется. Для инициирования такого процесса составляется акт о списании компьютерной техники.
Документальная форма в 2023 году
Вы можете прямо сейчас скачать образец акта о списании и заполнить в соответствии в нашими рекомендациями:
Если есть сомнения в составлении документа, дочитайте материал до конца
Продолжим...
Правовая сторона
Компьютерная техника (системный блок, ноутбук, монитор, принтер, компьютерная мышь) относится к основным средствам. Поэтому для них существует определенная форма для списания. Это – Акт ОС-4, утвержденный приказом Росстата № 399 от 21.07.2020. Он является лишь рекомендованной формой. Компании могут самостоятельно разработать (оформить) образец и приложить к учетной политике. Особенностью списания является определение, каким образом это сделать? Почему?
Если приобретается компьютер в сборе, то срок эксплуатации каждого отдельного узла может быть разный. Например, мышка прослужит меньше, чем системный блок. Поэтому придется проводить частичную ликвидацию.
Если приобретается сервер с высокой стоимостью, то учитываться могут отдельно комплектующие:
- материнская плата;
- жесткий диск и т.д.
С 2022 года списание ОС в бухгалтерском учете производится по правилам ФСБУ 6/2020.
Другой вариант, когда приобретенный принтер, сканер и другая компьютерная техника принимается к учету, как МПЗ (материально-производственные запасы). В этом случае также можно применять форму документа, разработанную самостоятельно. В качестве образца используется 0504230 «Акт о списании материальных запасов».
Срок хранения акта о списании компьютерной техники 5 лет. Он установлен Приказом № 36 от 20.12.19.
Кто, когда и на каком основании составляет документ
Документ составляется постоянно действующей комиссией или назначаемой приказом руководителя компании. Как отмечалось выше, организация сама вправе разработать форму акта или использовать ОС-4.
В случае если предприятием самостоятельно разрабатывается форму документа, нужно включить в нее необходимые реквизиты:
- дату, место составления;
- причины выбытия;
- должности, ФИО и подписи.
В некоторых случаях для списания требуется подтверждение специалиста, который составляет справку. Это делают специализированные фирмы, имеющие разрешение. Чаще всего, такое требование распространяется на бюджетные организации.
Алгоритм процесса таков:
- МОЛ обращается к руководителю по вопросу списания;
- второй составляет приказ;
- комиссия осматривает технику, делает выводы, составляет и подписывает акт;
- его утверждает руководитель.
Печать на документе не требуется.
Поэтапное заполнение документа
Акт на списание компьютера заполняется в двух экземплярах, один из которых хранится у МОЛ, а другой передается в бухгалтерию.
Часть |
Описание |
Комментарии |
Верхняя |
В верхней части в правом углу на лицевой стороне оставляется блок для утверждения руководителем.
Указание даты и номера акта. Далее идет наименование компании, указание подразделения. |
- |
Описательная |
В качестве основания – указываются реквизиты приказа и ссылки на заключения экспертных организаций. Далее вноситься перечень членов комиссии, принимающих участие в процессе. В таблицу вносятся характеристики основного средства, которые имеются в технической документации к нему, также сумма стоимости списания. Здесь же приводится формулировка причин списания (выбытия), о возможном использовании пригодных запчастей, сумма вырученных средств, если была реализация, величина понесенных расходов, связанных с выбытием. |
Под расходами подразумевается необходимость утилизировать списанное имущество. Это продиктовано Законами «Об отходах» №89-ФЗ от 24.06.98 и «О драгметаллах» № 41-ФЗ от 26.03.98. Утилизацию может производить только специализированная организация, имеющая лицензию. По второму закону требования еще долее жесткие. Для компании, производящей утилизацию, необходимо иметь удостоверение от Комитета драгметаллов. Об их содержании и количестве можно узнать из технического паспорта компьютера. Если его нет в наличии, то возникает необходимость провести экспертизу силами лицензированной компании.
|
Заключительная |
Подписи членов комиссии. |
|

Для составления акта на списание компьютера должен быть приказ руководителя, при необходимости справка от специализированной организации о невозможности дальнейшей эксплуатации и договор об утилизации.
ТРУДко, ИНФО